Охеренный кусок читать дальше– Хотите, я нарисую на вашем зонте звезды? – спросил мальчик и коротко вздохнул. – Что за звезды? – Как на небе, – сказал мальчик. – Это чтобы определять… У капитана шевельнулась левая бровь. – Ты подожди. Непонятно. Ты докладывай по порядку. На каком небе, с какой целью? – Хорошо, – согласился мальчик. – Я объясню. Вот в чем дело. Если открыть зонт и нарисовать на нем изнутри звезды, точно как на карте неба, то получится маленький планетарий. Это я сам придумал, – не удержался он. – Зачем? – спросил капитан. – Ну… я не знаю… Это само придумалось. – Мальчик неловко улыбнулся и шевельнул плечами. – Я не о том, – пояснил капитан. – Какая задача у твоего планетария? У каждой вещи должна быть задача. – Он говорил негромко, и каждое слово было похоже на сдержанный зевок. И выбритый подбородок почти не шевелился. – Ну… какая задача. Вот какая. Можно определять днем, где какие звезды. Или ночью, если тучи, тоже можно. Надо только правильно держать зонт над собой… Направить на Полярную звезду, а потом… – Хорошо. А зачем? – Зачем на Полярную? Потому что она в небе всегда на одном месте. Она будто ось. Ведь с Земли кажется, что все звезды вращаются вокруг нее. Неужели капитан не знал про это? – Не в том дело, – чуть поморщился капитан. – Зачем знать, где какие звезды? Для ориентировки? Это же несерьезно – зонт. Есть более точные методы. Или для другого? Для чего? Действительно, для чего? Какая польза? Мальчик не знал. Он был рад своему открытию и совсем не думал, какая от него польза. И вообще, что такое польза?.. Знакомые звезды, которым можно подмигнуть как друзьям, – это польза? Или это просто так? А знать, в какой стороне Персей, Возничий, Лев, Андромеда, знать это, если даже в небе нет ни одной звезды, это нужно кому-нибудь? Или это никому не нужно?.. – Не знаю… – сказал мальчик и перестал смотреть на капитана. – Я думал… если запустят, например, корабль на Луну или на Марс и будут передавать: сегодня он в таком созвездии, а завтра в другом… а в небе тучи, ничего не видать, тогда зонт открыл, направил как надо, и сразу видно, где какие созвездия, и можно знать, где летит ракета… – Лишь бы долетела, – сказал капитан. – А проследят локаторы. Сонный дядька у окна зашевелился и сдвинул вверх козырек. – Чего, опять ракету али спутник запустили? М-м? – Сиди уж! – сонно прикрикнула кондукторша. – Да остановку не проспи. Трамвай затормозил, и капитан легко поднялся. Высокий, прямой. Набросил на плечи зеленый плащ. – Не положено разрисовывать зонты, – сказал он и шагнул к выходу. А зонт спрятал под плащом. Наверно, капитанам не положено ходить с зонтами и он взял его не для себя, а вез кому-то другому. – Не положено, – с усмешкой проговорил мальчик. Неудача его не испугала. Радость открытия, приглушенная раньше обидой, снова пробивалась в нем, как теплый ключик. Мальчик ждал: вдруг встретится человек, которому нужны будут звезды. звезды под дождем